.


Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Мифология: О пахтании океана в сравнительном контексте

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Mataji

avatar
Миф о пахтании океана в сравнительном контексте
Взято с форума indoman-info.

NataRaniУ Олега Гуцуляка, кандидата философских наук, наряду со многими другими исторически-мифологическими исследованиями есть статья 2016 года – «Миф о пахтании океана в сравнительном контексте». Она содержит сведения на тему мифов о пахтании океана у различных народов мира. Статья необыкновенно интересна, обширна и богата историческими источниками. Можно почитать здесь: http://www.proza.ru/2016/11/20/211

Приведу цитату из данной статьи, касающуюся именно индийской мифологии:

«В индоарийской мифологии есть зафиксированный в «Махабхарате» (кн. 1 «Адипарва», «Сказание об Астике», гл. 15-16), «Рамаяне» (1.45) и «Пуранах» («Бхагават-пурана» VIII. 6-12; «Агни-пурана» 3; «Вишну-пурана» 1, 9; «Матсья-пурана» 241) сюжет о «Пахтании Молочного океана» двумя классами божеств – дэвами и асурами для получения в результате этого напитка бессмертия – Амриты. 

В ходе пахтанья (сбалтывания) Молочного океана, величественная гора Мандара использовалась в качестве гигантской мутовки, а гигантский змей Васуки – в качестве верёвки. Дэвы держали змея за хвост, а асуры – за голову, вращая таким образом гору и взбалтывая океан. Однако, вскоре гора начала тонуть. На помощь пришёл Вишну в образе своей второй аватары гигантской черепахи Курмы, которая удержала гору на своей спине. Во время пахтанья океана (воды которого превратились сначала в молоко, а потом в масло), из него появился горшок смертельнейшего яда (калакута; халахала), который был настолько токсичен, что обладал способностью разрушить всё творение. 

Пришедшие в ужас дэвы и асуры по совету Вишну отправились за помощью к Шиве. Почувствовав жалость к ним, Шива выпил весь яд и задержал его в своём горле, отчего оно приобрело синий цвет. С тех пор Шиву также называют именем Нилакантха («синегорлый»). В Молочный океан были брошены различные травы, которые в ходе взбалтывания превратились в 14 сокровищ (ратн), которые были поделены между дэвами и асурами: Шри Лакшми (богиня любви), Каустубха (волшебный божественный драгоценный камень, находящийся во владении бога Вишну и украшающий его грудь), Париджата (небесное дерево с цветками), Варуни (богиня вина), Чандра (луна, которую Махадева уменьшил и укрепил у себя на лбу), Камадхену (чудесная корова, исполняющая желания владельца), Калпаврикша (волшебное дерево желаний), Айравата (белый слон, вахана бога Индры), Рамбха и апсары (нимфы, возлюбленные гандхарвов), Уччахйшравас (белый конь Индры), Шаранга (лук и стрелы Вишну), Шанкха (морская раковина-труба). 

Наконец, из океана явился бог врачевания Дханвантарис горшком небесного нектара бессмертия Амриты: «… Затем, о царь, когда сыновья Кашьяпы – демоны и полубоги – снова стали пахтать Молочный океан, их взору явился чудесный мужчина. Крепкий и сильный, с длинными руками, он отличался могучим телосложением. Шея Его, отмеченная тремя полосами, напоминала раковину. Его глаза были розоватыми, а тело – темным. Он был очень юн, Его украшали гирлянды, а все его тело было убрано драгоценностями. На нем были желтые одежды и серьги из ярко сиявшего жемчуга. Кончики Его волос были умащены маслом. Его широкие плечи и другие черты говорили о том, что Он силен и крепок, как лев. На Нем были браслеты, а в руке Он держал кувшин, до краев наполненный нектаром. Это был Дханвантари, частичное воплощение проявления Вишну. Он знал науку врачевания и в качестве одного из полубогов был наделен правом получать свою долю во время жертвоприношении» (Бхагавата-пурана, песня 8, глава 8, стихи 31-33).

Между дэвами и асурами завязался жестокий бой за право обладания им. При этом на землю пролилось по капле амриты в четырех местах – Праяге, Харидваре, Удджайне и Нашике. Считается, что с тех пор эти места обладают мистической силой и именно по этой причине там (особенно в Аллахабаде, бывшей Праяге, у слияния рек Ганг, Ямуна и невидимой Сарасвати) раз в двенадцать лет там в январе проводится фестиваль Кумбха-мела («Праздник кувшина»), а каждые 144 года – «Великая Кумбха-мела». Но, в конце концов, асуры одержали верх над дэвами и забрали всю Амриту себе. 

Дэвы тогда снова обратились за помощью к Вишну, который принял форму Мохини – девушки необычайной красоты. Воспользовавшись тем, что асуры были отвлечены её красотой, Мохини похитила у них Амриту и раздала её дэвам, которые наконец смогли отведать небесного напитка. Один из асуров по имени Раху принял облик дэва, намереваясь таким образом испить нектара, однако Сурья и Чандра признали самозванца и сообщили о нём Мохини. Раху начал пить амриту, но перед тем, как он смог проглотить её, Мохини отрубила ему голову с помощью божественного диска Сударшана-чакры. В результате, уже соприкоснувшаяся с нектаром голова демона стала бессмертной и превратилась в планету Раху, которая, желая отомстить Солнцу и Луне, иногда проглатывает их, вызывая, таким образом, солнечные и лунные затмения. Всё закончилось тем, что испившие амриты и набравшиеся сил дэвы одержали верх над асурами».
В сериале «Бог Богов Махадев» можете посмотреть вновь, если хотите, серию 261  - пахтанье и испитие яда.   http://mir-ved.ru/bog-bogov-mahadev-250-299.html

Серия 40.   После испития яда Махадевом асуры и дэвы вновь принимаются за пахтанье и извлекают долгожданную чашу с амритой. Её держит в руках Дханвантари – аватар Бога Вишну, божественный лекарь, основоположник Аюрведы. Девам и асурам предлагается решить самим, кому достанется амрита. И вот когда они уже (на словах) договорились разделить амриту поровну, двое асуров похищают эту чашу. Вдогонку беглецам Нараяна посылает Гаруду, который возвращает чашу на место. И тут наш хитроумный мальчик снова «берёт быка за рога» и вытягивает из матери обещание, что чаша с амритой достанется «его роду». Нараяна вручает чашу асурам, уходящим с ней в Патала-Локу. 
Но сам тут же принимает форму Мохини, чарующе прекрасной танцовщицы, которая «в темпе вальса» забирает чашу у зачарованных её красотой и танцем асуров. Шукрачарья при этом погружён в плотную иллюзию (якобы асуры пьют амриту из чаши), а Андхаку вообще выгоняют из зала как несовершеннолетнего (смотреть танец Мохини допущены только 18+).

Парвати считает, что её обещание сыну было нарушено Нараяной, но Шива её успокаивает, что всё сделано в соответствии с её обещанием, поскольку благословение «дать амриту его роду» выполнено: ведь Андхака является шиванчем (частицей Шивы), а значит, дэвом. 



Мохини начинает поить выстроившихся дэвов амритой.  Но среди них затесался замаскировавшийся шпион асуров – демон Сварбхану (санскр. Svarbh â nu), и он выпивает амриту. Правда, его тут же разоблачают, и Нараяна отсекает ему голову. Его части тела остаются бессмертными, хотя и никогда не соединяются в одно. Позднее в мифах эти части назовут Раху (санскр. Ràhu, "хвататель", голова дракона, восходящий лунный узел) и Кету (санскр. Ketu,  хвост дракона, нисходящий лунный узел).

Mataji

avatar
Миф о пахтании океана в сравнительном контексте

Спойлер:

Катастрофически быстрое смещения полюсов (с линейной скоростью, которая может достигать порядка 3500 км/ч в некоторых гипотезах), катализированное столкновением с большим космическим телом, должно было бы сопровождаться крупномасштабными бедствиями, охватывающими всю планету, такими как наводнения, землетрясения, извержения вулканов, поднятия морского дна и уход суши под воду и так далее.
Например, бурение льда в Антарктиде и Гренландии показало, что  «… соотношение содержания изотопов O16/О18 и H/H2 свидетельствуют о том, что повсеместно в полярных широтах (и в Антарктиде и Гренландии) 10-11 тысяч лет назад температура повысилась примерно на 10°С, а при переходе от днепровского оледенения к микулинскому межледниковью (около 130 тысяч лет назад) на 12°С. Кроме того, в эти кратковременные отрезки истории нашей планеты в ее атмосфере существенно возрастали концентрации углекислого газа и метана. Это могло быть связано как с активизацией вулканической деятельности и выбросом большого количества парниковых газов, так и с бушевавшими на Земле пожарами. В то же время, результаты бурения льда в Антарктиде показывают, что отмечающийся сейчас рост концентрации углекислого и других парниковых газов является беспрецедентным на протяжении последних 800 тысяч лет (25% для СО2, 100% для СH4,  8-10% для NO2 за последние 200 лет), а общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли (более 379,1 миллионных частей диоксида углерода) сейчас на 30 % больше, чем за последние несколько миллионов лет (с учетом данных, полученных на суше)» [Колтыпин А.В. О чем рассказало бурение льда в Антарктиде и Гренландии? // Учитывая, что радиоактивные процессы в недрах планеты непрерывно подогревают огненно-жидкую магму и потоки раскаленной лавы вырываются наружу сквозь трещины в сравнительно тонкой океанической коре, географ И. Кулдошин из Оренбурга считает, что в результате поворота земной коры, лопнувшей по экватору, то есть по длине в 40 тысяч километров, произошел гигантский катаклизм. В образовавшийся разлом, на огненную магму ринулась вода океанов, морей и рек, и к облакам взметнулся раскаленный пар. Вся планета была окутана пеленой испарений, в результате чего на землю продолжительное время изливался ливень (библейские «40 дней и ночей»), прекратившийся лишь после того, как магма остыла. Вся Земля была покрыта 6-метровым слоем воды. Испарившаяся вода не могла вернуться в океаны. При прорыве океанского дна и вступлении раскаленной лавы в контакт с водой, океан превратился в кипящий котел, изрыгающий густые облака пара, которые быстро покрыли всю планету, втягивая в себя облака пыли с иссушенной земли в результате подводных землетрясений. Количество расплавленной лавы, сжатой под отвердевшей корой океанского дна, гораздо больше необходимого для повышения температуры воды мирового океана до кипения. Окружавшие Землю облака были такими непрозрачными, что не пропускали солнечный свет. Нагревшаяся поверхность Земли охлаждалась постепенно, наступало оледенение. Животная и растительная жизнь были почти полностью уничтожены. Человеческий род оказался наилучшим образом подготовлен к выживанию, он увидел надвигающуюся катастрофу и частью укрылся в пещерах или «ковчегах» (Ной,  Ману, Утнапиштим) [Туров В.А. «Внутреземные» причины изменения климата // Как утверждают исследователи Вотяковы, проанализировавшие данные по рельефу (горным хребтам и впадинам) всей Земли с помощью компьютерной программы, такой катаклизм на Земле свершается с определенной периодичностью. Ведь все крупные хребты и впадины Земли, на суше и на дне Океана, оказались расположенными в плоскости физического центра планеты. Неровности коры представляют словно бы непрерывные пояса, надетые на земной шар, и носят следы деформации при опрокидывании и смещении литосферы.

***

Без сомнения, что данный катаклизм должен был отразиться в мифологических традициях. Как правило, этот катаклизм сопоставляют с мифами о «всемирном потопе», присутствующими во многих культурах на самых отдаленных друг от друга частей планеты.
Упоминания о возможности смещения земной оси можно найти в статье 1872 г. «Chronologie historique des Mexicains» Чарльза Этьена Брасье де Бурборга, специалиста по литературе доколумбовой Америки, интерпретировавшего некоторые мифы индейцев Мексики как свидетельства об аналогичных катаклизмах, имевших место с момента 10,5 тысяч лет до нашей эры. Жители Огненной Земли говорили, что Солнце и Луна «упали с неба», а китайцы – что «планеты изменили свой путь». Солнце, Луна и звезды стали двигаться по-новому. У тарахумара в северной Мексике сохранились легенды о разрушении мира в результате того, что изменился путь Солнца. Другое племя с Огненной Земли, пехуэнче, связывает наводнение с длительным периодом тьмы, когда Солнце и Луна упали с неба, и мир оставался без света. В Китае существует ряд преданий, которые говорили о последствиях того, как люди восстали против богов и система мироздания пришла в беспорядок: планеты изменили свой путь, небо сдвинулось к северу, Солнце, Луна и звезды стали двигаться по-новому.  В одной из ацтекских легенд рассказывается о том, что однажды вся Земля погрузилась в темноту – только в Теотиуакане остался гореть священный огонь. Тогда боги собрались на совете в Теотиуакане и пытались привести в движение остановившиеся Солнце и Луну. Из этой легенды ацтеки составили себе представление, что время в какой-то момент остановилось, а затем снова пришло в движение [Взгляд за грань: Смещения литосферы // 
В финском эпосе «Калевала» описывается, что когда на землю с неба обрушился град железных камней, солнце вместе с луной были украдены с неба. В легендах лапландцев «центр земли дрогнул от ужаса, так что верхние слои земли провалились, и многие люди упали в эти пещеры, чтобы там погибнуть». В позднеантичной поэме Нонна Панополитанского «Деяния Диониса» говорится об уничтожении созвездий, смещении земной оси и перемещении полюса во время светопреставления, устроенного космогоническим исполином Тифоном («Чадящим», «Дымящим») (I 154-321, 362-534). Зевс бросил в Тифона льдистую глыбу, и тот, покрытый льдом и снегом, сраженный молниями, рухнул на землю. Напрасно Земля, чтобы спасти сына, призывала Солнце растопить страшную тяжесть. Последний огонь изрыгают глотки Тифона. Вернувшись в свою обитель,  Зевс-Олимпиец восстановил прежний порядок, возвратил на небо созвездия, и устроил брак своей небесной внучки Гармонии со смертным царевичем-музыкантом Кадмом [Цыркин Ю.Б. Борьба верховного бога с Тифоном // http://skazanie.info/borba-verhovnogo-boga-s-tifonom].

***

Но, думается, более верно будет соотнести данный катаклизм, связанный со смещением земной оси и изменением вида звёзд на небосклоне, с особым мифологическим сюжетом.
В индоарийской мифологии есть зафиксированный в «Махабхарате» (кн. 1 «Адипарва», «Сказание об Астике», гл. 15-16), «Рамаяне» (1.45) и «Пуранах»  («Бхагават-пурана» VIII. 6-12; «Агни-пурана» 3; «Вишну-пурана» 1, 9; «Матсья-пурана» 241) сюжет о «Пахтании Молочного океана» двумя классами божеств – дэвами и асурами для получения в результате этого напитка бессмертия – Амриты. В ходе пахтанья (сбалтывания) Молочного океана, величественная гора Мандара использовалась в качестве гигантской мутовки, а гигантский змей Васуки – в качестве верёвки. Дэвы держали змея за хвост, а асуры – за голову, вращая таким образом гору и взбалтывая океан. Однако, вскоре гора начала тонуть. На помощь пришёл Вишну в образе своей второй аватары гигантской черепахи Курмы, которая удержала гору на своей спине. Во время пахтанья океана (воды которого превратились сначала в молоко, а потом в масло), из него появился горшок смертельнейшего яда (калакута; халахала), который был настолько токсичен, что обладал способностью разрушить всё творение. Пришедшие в ужас дэвы и асуры по совету Вишну отправились за помощью к Шиве. Почувствовав жалость к ним, Шива выпил весь яд и задержал его в своём горле, отчего оно приобрело синий цвет. С тех пор Шиву также называют именем Нилакантха («синегорлый»). В Молочный океан были брошены различные травы, которые в ходе взбалтывания превратились в 14 сокровищ (ратн), которые были поделены между дэвами и асурами:  Шри Лакшми (богиня любви),  Каустубха (волшебный божественный драгоценный камень, находящийся во владении бога Вишну и украшающий его грудь),  Париджата (небесное дерево с цветками),  Варуни (богиня вина),  Чандра (луна, которую Махадева уменьшил и укрепил у себя на лбу),  Камадхену (чудесная корова, исполняющая желания владельца),  Калпаврикша (волшебное дерево желаний),  Айравата (белый слон, вахана бога Индры), Рамбха и апсары (нимфы, возлюбленные гандхарвов),  Уччахйшравас (белый конь Индры),   Шаранга (лук и стрелы Вишну), Шанкха (морская раковина-труба). Наконец, из океана явился  бог врачевания Дханвантарис горшком небесного нектара бессмертия Амриты: «… Затем, о царь, когда сыновья Кашьяпы – демоны и полубоги – снова стали пахтать Молочный океан, их взору явился чудесный мужчина. Крепкий и сильный, с длинными руками, он отличался могучим телосложением. Шея Его, отмеченная тремя полосами, напоминала раковину. Его глаза были розоватыми, а тело – темным. Он был очень юн, Его украшали гирлянды, а все его тело было убрано драгоценностями. На нем были желтые одежды и серьги из ярко сиявшего жемчуга. Кончики Его волос были умащены маслом. Его широкие плечи и другие черты говорили о том, что Он силен и крепок, как лев. На Нем были браслеты, а в руке Он держал кувшин, до краев наполненный нектаром. Это был Дханвантари, частичное воплощение проявления Вишну. Он знал науку врачевания и в качестве одного из полубогов был наделен правом получать свою долю во время жертвоприношении» (Бхагавата-пурана, песня 8, глава 8, стихи 31-33).
Между дэвами и асурами завязался жестокий бой за право обладания им. При этом на землю пролилось по капле амриты в четырех местах – Праяге,  Харидваре,  Удджайне и Нашике. Считается, что с тех пор эти места обладают мистической силой и именно по этой причине там (особенно в Аллахабаде, бывшей Праяге, у слияния рек Ганг, Ямуна и невидимой Сарасвати) раз в двенадцать лет там в январе  проводится фестиваль Кумбха-мела («Праздник кувшина»), а каждые 144 года – «Великая Кумбха-мела». Но, в конце концов, асуры одержали верх над дэвами и забрали всю Амриту себе. 
Дэвы тогда снова обратились за помощью к Вишну, который принял форму Мохини – девушки необычайной красоты. Воспользовавшись тем, что асуры были отвлечены её красотой, Мохини похитила у них Амриту и раздала её дэвам, которые наконец смогли отведать небесного напитка. Один из асуров по имени Раху принял облик дэва, намереваясь таким образом испить нектара, однако Сурья и Чандра признали самозванца и сообщили о нём Мохини. Раху начал пить амриту, но перед тем, как он смог проглотить её, Мохини отрубила ему голову с помощью божественного диска Сударшана-чакры. В результате, уже соприкоснувшаяся с нектаром голова демона стала бессмертной и превратилась в планету Раху, которая, желая отомстить Солнцу и Луне, иногда проглатывает их, вызывая, таким образом, солнечные и лунные затмения. Всё закончилось тем, что испившие амриты и набравшиеся сил дэвы одержали верх над асурами.
Возможно, следует истолковывать данный миф как свидетельство о некоем глобальном катаклизме, связанном с Индийским океаном и омываемой им Антарктидой, образно представленной как гигантская черепаха Курма с водруженной на ней горой Мандара, а «горшок с ядом» (в «Авесте» – ядовитые воды и реки) – это вулканические газы, освободившиеся из недр земли вследствии извержения. 


***

По нашему мнению, параллелью индоарийскому мифу о пахтании океана  является пеласгийский миф об Офионе: «… В начале Эвринома, богиня всего сущего, восстала обнаженной из Хаоса и обнаружила, что ей не на что опереться. Поэтому она отделила небо от моря и начала свой одинокий танец над его волнами. В своем танце она продвигалась к югу, и за ее спиной возникал ветер, который ей показался вполне пригодным, чтобы начать творение. Обернувшись, она поймала этот северный ветер, сжала его в своих ладонях – и перед ее глазами предстал великий змей Офион. Чтобы согреться, Эвринома плясала все неистовей, пока не пробудилось в Офионе желание, и он обвил ее божественные чресла, чтобы обладать ею. Вот почему северный ветер, который также зовется Бореем, оплодотворяет… Таким же способом и Эвринома зачала дитя. Затем превратилась она в голубку, села, подобно наседке, на волны и по прошествии положенного времени снесла Мировое яйцо. По ее просьбе Офион обернулся семь раз вокруг этого яйца и высиживал его до тех пор, пока оно не раскололось надвое. И появилось из него все то, что только существует на свете: солнце, луна, планеты, звезды, земля и ее горы, реки, деревья, травы и живые существа. Эвринома и Офион обосновались на Олимпе, но он обидел ее, объявив себя творцом Вселенной. За это ударила она его пяткой по голове, выбила ему все зубы и изгнала в мрачные подземные пещеры. После этого богиня создала семь планетных сил, поставив во главе каждой титаниду и титана. Тейя и Гиперион владели Солнцем; Феба и Атлант – Луной; Диона и Крий – планетой Марс; Метида и Кой – планетой Меркурий; Фемида и Эвримедонт – планетой Юпитер; Тефия и Океан – планетой Венера; Рея и Крон – планетой Сатурн» (Грейвс Р. "Мифы древней Греции. Мифы творения. Пеласгический миф творения").
Как видим, аналогично тому, как индоарийский змей Ва(цензура) при пахтании  океана был обвязан вокруг горы, выполняющей роль мутовки, так и пеласгийский змей Офион также связан с особенной горой – Олимпом. 

***

Также есть и греческий вариант образа «горы», которую вращают  боги. Имеется ввиду рассказ Платона в «Политии / Государстве» о том, как на веретене Ананке («Неизбежности, необходимости») прядут судьбу мира Мойры, богини судьбы, сопровождая небесную музыку сфер своим пением: Клото поёт о настоящем, Лахесис – о прошедшем, Атропос – о будущем («Орфика», фр.126 Керн; Платон, «Государство» X 617с). Эти «… три Мойры вертят мировое веретено – особый, очень сложный предмет, означающий звездное небо. Это веретено совершает равномерное движение в одном и том же направлении; но при его кругооборотах внутренние его циклы (круглые тела светил) движутся в противоположную сторону. Все веретено вертится между колен Необходимости (Ананки). На каждом круге сидит сирена, издающая при круговращении однотонный глас; все вместе создают звуки небесной гармонии. Подойдя к Паркам, душа должна была вынуть какой-нибудь жребий, который представлял собой всю будущую жизнь, предопределенную во всех подробностях. После целого ряда церемоний душа засыпала. Тогда среди ночи раздавался гром, происходило землетрясение, – и души рассыпались, как звезды, по месту своего рождения (615 С – 621 В)» [Фрейденберг О.М. Утопия (Глава из неопубликованной монографии «Семантика композиции „Трудов и дней" Гезиода») // Вопросы философии. – 1990. –  № 5. – С. 148-167 // http://ec-dejavu.ru/u/Utopia.html]. 
Согласно орфическим гимнам, вращающая веретено-мировую ось Ананке (Платон, «Государство», X 616с, «Тимей» 48а) является дочерью Зевса и Афродиты Урании («Орфические гимны», LV 4), поэтому другой паралелью мифу о пахтании океана и выхода в результате этого из него богини любви Лакшми является рассказанный этео-кипрский миф о рождении Афродиты («Пеннорожденной»; Анадиомена «выныривающая, выходящая из моря»), произошедший из-за того, что детородный орган Урана, отсеченный Кроносом, упал в море и сбил вокруг себя белоснежную пену (Гесиод, «Теогония», 189-194). Одновремеенно с Афродитой от капель крови Урана, упавших на землю, родились эринии, гиганты и мелии (нимфы ясеня). Афродиту, прекрасниейшую из богинь, сделали женой хромого Гефеста, творца новых вещей. Однако она, время от времени, ему изменяла, и от связи с богом войны Аресом родилась Гармония, Деймос («Ужас»), Фобос («Страх»), Эрот, Гимэрот и Антэрот, Амазонки,  от Диониса – Хариты, Приап, Евномия («Благозаконие»), Рода («Роса»), от Гермеса – Гермафродит-Атлантий, от Посейдона или Бута-«Волопаса», сына Посейдона, – Эрик(-с), предок элимов Сицилии, от царевича Анхиза – прославленный Эней, предок основателей Римской империи. Атрибут Афродиты – золотая чаша, наполненная вином, испив из которой, человек получает вечную молодость.
В западносемитской традиции, по нашему мнению, мифу о падении богини / горы с небес в воды тождественно предание о том, что богиня плодородия и плотской любви, войны и распри Астарта (Ашторет, Аштерт, Иштар, Инанна) сошла на землю в виде огненной звезды-метеорита, упав около Библоса (современный Джебель) в озеро Альфака. У аккадцев и вавилонян Астарта, символизируемая восьмиконечной звездой, называлась «самой старшей неба и земли», и являлась дочерью бога небес Анну и одновременно его супругой (Антум), восседающей на небесном троне, охраняемой львами («Миф об Этане»). Согласно мифам об Энмеркаре, первоначально Инанна была богиней Аратты, однако позднее её благосклонностью стал пользоваться соперничавший с Араттой Урук, где находился главный храм Инанны – Э-Ана. В «Гимне Агушайе» Иштар «танцует среди богов и царей в своей мужественности» и отождествляется со змеиным божеством Ирнина! Бог Эа оскорблен буйством богини и создает из грязи из под своих ногтей богиню Шалтум («Раздор»), чтобы тот отвлек её внимание. Противники кружатся в очень затянувшемся противоборствующем танце («гуштум»). Иштар умоляет Эа спасти её от этого унизительного и изматывающего состояния чудовищных виражей и соглашается «вернуться в свою пещеру». В знак этого события ежегодно устраивался фестиваль танцев кружения в честь богини.
Также весьма интересным инвариантом падения предмета в океан и взбивания им его является осетинский космогонический миф о том, что Бог отсек у Солнца его хвост и он, пылая, устремился в бездну, но Луна плеснула на него воду, и тот остыл, превратившись в землю. Земля, заняв свое место, продолжала накаляться и бурлить, в результате местами начала бродить, местами ветер носил по земле пыль и почву, от чего образовались горы, равнины, холмы, овраги. По другому варианту, с небес упала горячая искорка солнца, достигшая земли и превратившаяся в черный пепел. Из этого пепла Бог сотворил нартов (людей), а из слез, пролитых небом, возникло на земле все остальное – горы, реки, деревья, травы и звери. От тепла солнечной искры ожил спящий до того океан, пробудился покровитель его – Донбеттыр [Таказов Ф.М. Творение мира в осетинской мифологии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. –  № 5. – http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=14850 ; Таказов Ф.М. Архетипы модели мира в мифологии осетин // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11. – С. 1522].
Также в осетинской мифологии другие божественные персонажи, новорожденные, имеющие отношение к срединному миру, как бы повторяют изначальный архетип космогенеза, произведенный ранее в высшем мире: 1) Амран Даредзанти рожден умирающей племянницей Бога Марией неестественно – путем вырезания и вытаскивания железными щипцами пылающего мальчика, и затем его бросают в Черное море; 2) новорожденную Дочь племянницы Бога и Луны с помощью деревянных щипцов бросают в озеро, и происходит это «когда день начал отделятся от ночи» [Таказов Ф.М. Мировое Древо в осетинской мифологии // Современные проблемы науки и образования. – 2012. –  № 6. – http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7900].


***

Общепринятой параллелью индоарийскому мифу о пахтании Молочного океана считается богумильское предание о сотворении мира. Так, в книге «Разоумникъ» (другое название – «Вопросы и ответы Григория, Василия и Иоанна Богослова» (ХІІІ в.) на вопрос «Отъ чего сътвори Господь небо и земля?» дан ответ: «Възята еа сметана от воды и сьсири ся, и сотвори Богь небо и земля» [Иванов Й. Богомилски книги и легенды / Под ред. Д. Ангелов. – София : Наука и изкуство, 1970. – С.259 ; Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси. – М. : Вече, 1999. –  С. 23].

Истоки этого мифа выводят из общеславянских представлений: «… рудименты мифа о пахтанье…В. В. Напольских, например, предполагает в славянских космогонических легендах, где суша или добывающий ее ныряльщик создаются из пены морской («веществом жизни» названа морская пена, созданная от плевка великой Матери-земли, в мифе индейцев зуньи). Следы мифа о пахтанье находим и в поверьях о ведьмах, которые, размешивая палкой воду в источниках, колодцах, могут вызвать ненастье, отнять у коров молоко, а взбивая в кувшинах молоко,  изготовляют волшебную мазь или сыр к масленице (ср. в «Махабхарате» (1.15.2): «Пахтайте океан, который является кувшином [амриты]»). Свои кувшины с молоком и сыр ведьмы хранят в глубоких погребах, т. е. в чреве земли, а  вызвать ведьму можно также с помощью кусочка сыра… Еще А.Н. Афанасьев указал на широкий круг понятий, связанных с этими образами и словами, который выводит нас на мифы о творении (в частности, для слова творог существовало значение и «мягкая грязь»), что подтверждается также современными этимологическими исследованиями…Вероятно, на основе именно этого круга последовательных отождествлений сыр – зародыш – изначальная земля в первозданных водах Праматери возник когда-то особый континуум «иного мира» с белым камнем/островом на молочном море. С этой точки зрения вполне естественно и представление белого камня горячим – предположение о происхождении эпитета «горюч» от «горяч» неоднократно высказывалось разными учеными; оно подтверждается и некоторыми текстами заговоров: «...Напади моя тоска... ни на воду, ни на землю... ни на бел горяч камень...»; «...и под тем кустом под ракитовым лежит белый горячий камень»… Включенность в контекст «вселенской праматери» делает понятным и тот факт, что чудо-камень может находиться как на море, порой в глубине моря, так и в глубине земли. Последний образ представлен в распространенных у  славян (в том числе у восточных) рассказах о зимовке какого-либо человека, порой – девочки – в яме, горе, пещере среди змей, которые всю зиму лижут большой камень (белый, светлый, золотой), где возлежит царица змей, а под ним может находиться целебная мазь, причем камень иногда прямо назван «светлый камень Алатырь». Образы змей вокруг чудо-камня (вспомним священный Змеиный/Белый остров Левка), вероятнее всего, передают  представления о душах умерших, ждущих своего перевоплощения и питающихся неким «эликсиром жизни» (ср. из древнекитайской мифологии: «Духи и Души Неба и Земли» угощаются белой нефритовой пастой, образующейся и  клокочущей в озере у подножия Дань-дерева). Очень показателен здесь мотив лизания – вспомним лизание первородной коровой ледяных или соляных (т. е. белых) скал в скандинавской мифологии, от чего родились боги, и лизание Ильей Муромцем пены, исходящей от умирающего Святогора, чтобы получить его силу… С этим сопоставим также сюжет сказок, в которых герой лижет камень, найденный в желудке чудовища, желавшего его проглотить, и получает от этого камня сакральные знания – подобные сюжеты В. Я. Пропп интерпретирует также как рудимент сюжетов  поглощения с последующим возрождением в ином качестве, а в них нередки мотивы плавания внутри чудовища по морю к некоей обители, острову, стране предков, находящейся в его лоне, где герой встречает порой даже своих умерших родственников. Характерно, что в восточнославянской мифологии название обители предков вырей или ирей, связываемой с островом или далекой теплой страной, происходит, по одной из версий, от понятий водоем, море, водоворот… Контаминация местонахождения камня Алатыря (море или глубь земли) стоит в одном ряду с известной по многим мифологиям синонимичностью моря и подземелья…Заговорные тексты могут начинаться следующим образом: «...Как в чистом поле Акиян Святое синее море...»; «Есть вдалече, во чистом поле, ...стоит святой остров. На том на святом острове стоит святое древо ель...»; «На том синем Окиан-море, в чистом поле стоит белая кужлеватая береза...»; «В чистом поле, в широком раздолье лежит белый камень Латырь...», или «...Есть в чистом поле окиян-море, и есть на окиян-море белый камень...»…В этом комплексе море, водоем – та внутренняя жидкость, на которой «замешивается» жизнь, неиссякаемый эликсир бессмертия; остров с белым камнем – матка с зародышем (а  вернее – потенциальными зародышами всей жизни во Вселенной); а поле, земля – это само тело, плоть Праматери (на это указывают и символическое  осмысление мотива пахоты в фольклоре как коитуса, зачатия, и малопонятные слова из загадки: «В поле женском стоит дуб веретенский...», и многие другие факты)» [Денисова И.М. Мосты времен : космологические архетипы в традиционной культуре // Древнерусская космология / Отв. ред. Г. С. Баранкова. – СПб.:  Алетейя, 2004. – С. 412, 413-415].
продолжение можно прочесть, перейдя по ссылке
http://www.proza.ru/2016/11/20/211
Рейтинг сообщения: 100% (1 голос)

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения

 

В верх страницы
= Подробно =
.